Специальный автомобиль «Синяя птица»

Экипаж корабля состоял из космонавтов Алексея Леонова и Павла Беляева. Неприятности начались еще на орбите – первый выход человека в космос сопровождался осложнениями. А потом при посадке отказала автоматика посадочного модуля, поэтому Беляев сажал его в ручном режиме. По плану приземлиться космонавты должны были в казахских степях, а вместо этого попали в пермские таежные леса. Для эвакуации экипажа потребовалось двое суток. Происходило это так – космонавты на лыжах по глубокому снегу вышли на открытое место, поляну, откуда их смог забрать вертолет.

Генеральный конструктор космических кораблей С. П.Королев после этого случая обратился к руководителю СКБ завода ЗИЛ В. Грачеву с просьбой создать машину, для которой не существует бездорожья. Нужно сказать, что это СКБ работало над созданием машин специального назначения еще с конца 50-ых годов. Его продукцией были и тягачи, которые доставляли стратегические ракеты на стартовые позиции в любых дорожных условиях. СКБ разработало около 50 единиц специальной техники.

Считается, что лучшую проходимость обеспечивает гусеница. Но проведенные в бюро многочисленные испытания убедили конструкторов, что колесо по сочетанию проходимости и надежности остается вне конкуренции. Однако если читателю понадобятся запчасти для современных вездеходов Урал, в частности, главная передача МТЛБ, то найти такие запчасти можно на Главная передача МТЛБ в компании Группе Компаний УЗГТ Сервис.

Аналогичным образом отрабатывались различные варианты трансмиссии и привода – электрические, механические и гидравлические. После смерти С. П.Королева некоторые его задумки не были воплощены в материале, но специальный автомобиль для эвакуации экипажей космических кораблей в условиях абсолютного бездорожья был сделан. Так получилось, что окрашена машина была в небесно синий цвет с белым, это повлияло на ее имя – «Синяя птица». Конструкция машины очень оригинальна. Кузов «птицы» выполнен из стеклопластика, он опирается на стальную раму, к которой крепятся 6 колес, объединенных в три ведущих моста. Управляемые передний и задний мосты, что позволяет машине длиной 9 метров разворачиваться на ограниченной площадке.

Давление в шинах – регулируемое, снизив его, водитель может вести машину по очень слабому грунту. Мощность двигателя не так уж велика — 150 л с, но удачно подобранная коробка переключения передач позволяет преодолевать подъемы в 30о, проходить завалы, торсионная независимая подвеска всех колес делала езду по бездорожью возможно мягче.

На задание в составе поисково-спасательного комплекса выходило две «Синие птицы» — пассажирская и грузовая. Пассажирская не имеет кузова, вместо него – закрытая кабина на 3 человек (экипажи космических кораблей «Союз» и «Восход» состояли из 3 человек). Все трое космонавтов имели полноценное лежачее место – учитывалось, что во время приземления возможны различные ситуации, вплоть до потери космонавтами сознания. Этим же обусловлено наличие медицинского оборудования для оказания экстренной помощи, а в составе экипажа пассажирской машины кроме механика и водителя еще и врач.

Грузовая машина на своей платформе несет шнековый вездеход и механизм его погрузки-выгрузки. Таким образом, весь комплекс состоял из трех специальных машин. Шнекоход в качестве движителя имеет два пустотелых поплавка в форме цилиндров, на наружной поверхности которых приварена спираль архимедова винта. При вращении шнеков вездеход идет по глубокому снегу, рыхлому песку, болотистой местности. Он легко проходит там, где танк безнадежно застревает, сев на брюхо. Топливные баки рассчитаны на 4 часа хода. За это время по глубокому снегу шнекоход сможет преодолеть 100 км. Выходя на космонавтов по радиопеленгу спускаемого аппарата, вездеход забирает экипаж и доставляет его к «Синей птице» или ближайшему аэродрому.

Так сложилось, что повторения той давней пермской истории в отечественной космонавтике больше не произошло. Конструкция космических аппаратов стала гораздо надежнее, аппараты приземлялись близко к расчетной точке, и возможности спасательного комплекса на 100% не использовались ни разу. Именно это обстоятельство привело разработчиков комплекса к мысли об использовании его возможностей в народном хозяйстве.

Шнекоход, например, использовали для выкашивания камыша в рыбоводческих прудах. Камыш в них разрастается так густо, что мешает рыбе. Попытки скосить камыш с лодок не давали желаемого результата. А вездеход позволил выкосить его даже на мелководье, причем количество камыша в пруду после этой операции значительно сократилось.